Классификация машин (механизмов) по категориям в соответствии с EN 954-1
Европейская директива по машинам и механизмам 98/37/EG предусматривает, что каждая машина (механизм) должна удовлетворять требованиям руководящих документов и стандартов. Такие меры должны быть приняты для снижения риска травматизма персонала ниже установленных пределов.
Во-первых, анализ риска проводится разработчиком в соответствии с EN 1050 "Принципы для оценки риска“. Например, окружающие условия работы машины должны быть приняты во внимание. Тогда любой полный риск должен быть оценен. Оценка риска должна быть выполнена так, чтобы процедура и заключения могли быть восстановлены. Должны быть определены опасности и возможные технические мероприятия для предотвращения травматизма.
Как только определена степень риска, разрабатывается категория, согласно которой будут выполняться цепи безопасности с учетом EN 954-1.
Эта категория определяет технические требования для конфигурации оборудования безопасности. Существует пять категорий (B, 1, 2, 3 и 4), B (относящаяся к основной категории) является категорией с самым низким риском и той, которая также определяет минимальные требования к системе управления.
Выбор возможных категорий согласно EN 954-1
Отправная точка для оценки риска, связанного с безопасность части системы управления |
S: Серьезность травмы |
F: Частота и/ или продолжительность подвергания опасности |
P: Способность предотвращать опасность |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Категории |
S1: Небольшое (обычно восстанавливаемое) повреждение |
F1: От редкой до частой и/или короткая продолжительность |
P1: Возможна при некоторых условиях |
||||
B |
1 |
2 |
3 |
4 |
S2: Серьезное (обычно невосстанавливаемое) повреждение, включая смерть |
F2: От частой до постоянной и/или длинная продолжительность подвергания |
P2: Едва возможна |
+ |
• |
S1 |
– |
– |
|||
+ |
• |
• |
S2 |
F1 |
P1 |
||
+ |
• |
• |
S2 |
F1 |
P2 |
||
+ |
+ |
• |
S2 |
F2 |
P1 |
||
+ |
+ |
+ |
• |
S2 |
F2 |
P2 |
|
Выбор категорий: |
|||||||
• = Предпочтительные категории для контрольных точек |
|||||||
+ = Возможные категории, которые требуют дополнительных мер |
|||||||
= Меры, которые могут быть чрезмерны относительно специфики риска |
Обобщенные требования для категорий в соответствии с EN 954-1
Категории1) |
Обобщенные требования |
Системный ответ2) |
Принципы для достижения безопасности |
---|---|---|---|
B |
Части контроллеров с функциями безопасности и/или их защитные устройства, так же как и компоненты, должны быть разработаны конструктивно, выбраны, собраны и объединены в соответствии со стандартными применениями таким способом, что они могут противодействовать ожидаемым внешним влияниям. |
Возникновение ошибки может привести к потере функции безопасности. |
Главным образом характеризуется выбором компонентов. |
1 |
Требования категории B должны быть выполнены. Должны быть подобраны хорошо подтвержденные компоненты и хорошо зарекомендовавшие себя принципы. |
Возникновение ошибки может привести к потере безопасности, но вероятность появления этого меньше чем в категории B. |
|
2 |
Требования категории B должны быть выполнены и использованы подтвержденные принципы безопасности. Функции безопасности должны быть проверены в подходящих интервалах машинным контроллером. |
|
Характеризуется , главным образом, структурой. |
3 |
Требования категории B должны быть выполнены и использованы подтвержденные принципы безопасности. Части, предназначенные для безопасности , должны быть осуществлены так, чтобы:
|
|
|
4 |
Требования категории B должны быть выполнены и использованы подтвержденные принципы безопасности. Части с необходимостью обеспечения безопасности должны быть установлены так, чтобы:
|
|
1) Категории не предназначены для применения в определенной последовательности или иерархии со ссылкой на требования безопасности.
2) Оценка риска будет полностью завершена или частичная потеря функций безопасности из-за ошибок допустима.
Стандарты по "Безопасности машин и механизмов"
- EN 60204-1 "Электрическое оборудование машин"
- EN 418 "Аварийное отключение аппаратов, функциональные аспекты, принципы проектирования“
- EN 574 "Устройства управления двумя руками“
- EN 954-1 "Части систем управления, связанные автоматикой безопасности"
- EN 1050 "Принципы оценки риска"
- EN 1088 "Безопасность машин - блокирующие устройства, связанные с охраной“
- IEC 61508 "Функции электрической безопасности/программируемой электронной безопасности связанных систем"
Категории остановки
Потенциальные опасности, обусловленные машиной, должны быть устранены настолько быстро, насколько это возможно.
Как правило, "статус безопасности" ("danger-free status") относительно опасных перемещений - остановка. Все безопасные комбинации переходят к обесточенному состоянию в случае возникновения опасности или ошибки, то есть привод останавливается. Стандарт EN 60204 требует, чтобы каждая машина была оборудована функцией Stop (Стоп) Категории 0. Функции Stop Категорий 1 и/или 2 должны быть осуществлены, когда это необходимо для безопасности и/или выполнения функциональных требований к машине.
Существует три категории функций Stop:
- Категория Stop - 0:
Остановка немедленным выключением электроэнергии на вводе приводов машин. - Категория Stop - 1:
Управляемое отключение, в результате которого энергия на вводе привода машины подается в процессе периода отключения и снимается только после достижения полной остановки. - Категория Stop - 2:
Управляемое отключение, в результате которого энергия на вводе привода машины остается после ее остановки.
Устройства поддерживают функцию автоматического запуска в зависимости от их исполнения.
Автоматический запуск
Устройство активировано, когда цепь датчика замкнута. Если кнопка ON (Вкл) включена в цепь возврата, это не будет отображено для перехода. Отображение перехода не требуется по EN 954-1 для категорий B, 1, 2 и 3.
Если устройство автоматического запуска для Категории 4 и используется аварийная остановка (EMERGENCY-STOP), задача пользователя гарантировать, чтобы ошибка не могла произойти в цепи включения (т.е. через безопасное соединение на включающем кабеле).
Контролируемый пуск
Безопасная комбинация должна активизироваться после отказа электропитания или безопасное отключение производится нажатием кнопки ON.
Для категории 4 в соответствии с EN 954-1 необходимо, чтобы цепи обратной связи на включение подвергались контролю.
Кнопка ON (Вкл) должна быть использована после предварительного подключения датчика.
Комбинированная (Crossove) защита
Комбинированная защита - способность безопасной комбинации обнаружить ошибки (например, из-за передавливания кабеля или замыкания на землю) в контроле дверной цепи и предотвращать появление цепи до тех пор, пока внешняя неисправность не будет устранена.
Аварийная остановка
Устройства аварийной остановки (EMERGENCY-STOP) должны иметь приоритет перед всеми другими функциями.
Энергия на вводе приводов машины, которая может создать опасные ситуации, должна быть выключена настолько быстро, насколько это возможно, без причинения любой другой опасности. Перезапуск приводов не должен приводить к перезапуску оборудования. Аварийная остановка (EMERGENCY-STOP) должна функционировать как Stop Категории 0 или Категории 1.
Перезагрузка командного устройства должна быть возможна только в результате ручного воздействия на командное устройство. Она не должна инициироваться командой перезапуска. Перезапуск машин не должен быть возможен пока все работающие части компонентов позиционирования не были переустановлены преднамеренно и индивидуально вручную (EN 418).
Базовые устройства комбинаций SIGUARD могут использоваться для Аварийной Остановки (EMERGENCY-STOP) до Категории 4 в соответствии EN 954-1. В зависимости от внешних цепей и приоритета датчиков могут быть достигнуты Категория 3 или 4 согласно EN 954-1 или SIL 2/3 (Safety Integrity Level) в соответствии с IEC 61508 .
Защитный контроль двери
По EN 1088 различаются сцепленная автономная защита устройств и сцепленная изолированная защита устройств с блокировкой.
Комбинации SIGUARD используются в этих случаях для функций аварийной остановки (EMERGENCY-STOP). Возможны системы управления до Категории 4 по EN 954-1 или SIL 2/3 согласно IEC 61508.
Прессование и штамповка
Устройства управления двумя руками - это устройства, которые требуют воздействия двух рук оператора для его защиты от травматизма.
Устройство испытания используется для линейно управляемых прессов (например, гидравлических, пневматических, шпиндельных)в соответствии VBG 7n5.2 . Они испытываются однажды на удар для:
- Для правильного соединения работающих элементов
- Определения обрыва внешнего кабеля
- Любую неисправность компонентов циклического контроля
Устройство тестирования перемещений может быть применено в соединении с устройством управления двумя руками.
Устройства управления прессами и устройства для тестирования сверхперемещений предназначены для установки в системы управления эксцентрических, гидравлических и винтовых прессов. Они могут быть использованы до Категории 4 по EN 954-1. Тип III C согласно EN 574 также возможен для прессов.